+7 (985) 247-18-38
+7 (926) 092-61-81

«Голые» технологии не имеют успеха в России

(интервью для портала "Бизнес Образование России", декабрь 2011)

Без креатива – никуда, профессиональный жаргон облегчает восприятие, а в роли специалиста по связям с общественностью может попробовать себя любой, – утверждает Елена Игнатьева, бизнес-консультант по вопросам этикета, имиджа, PR, подбора и оценки персонала.

– По Вашему мнению, специалист по связям с общественностью должен быть больше творческой личностью или хорошим организатором?
– С моей точки зрения, хороший специалист по связям с общественность должен совмещать в себе два эти направления: быть и творческой личностью (или как сейчас принято говорить «быть кретивным») и в то же время быть хорошим организатором.
Почему именно я так думаю? Наверное сказывается первое высшее образование – техническое, когда при реализации какого либо процесса (не важно в какой области деятельности), необходимо воплотить в жизнь не только новую идею, но еще и продумать «технологическую карту», с минимальными затратами и максимальный эффектом. Можно придумать все, что угодно, но продумать, как все это будет реализовано и какие ресурсы (технические, людские, материальные) будут задействованы в этом процессе – залог хорошо спланированной PR акции.
Поэтому специалист по связям должен обладать такими качествами как креатив+организаторские способности. Сказать, в каком именно соотношении, довольно сложно. Все зависит от ситуации: если он участвует в пресс-конференции, как интервьюер, – то должен быть готов к «хитрым» и каверзным вопросам – и тут не обойтись без креатива. А если он на той же конференции организатор, – то по умолчанию он должен быть человеком с хорошими организационными способностями.


– Кто в основном идет в эту профессию, мужчины или женщины, и почему?
– На сегодняшний момент довольно сложно сказать, кто больше идет в эти профессию. Ранее направление «связи с общественности» больше приравнивали к политическому PR, и по умолчанию туда больше шло мужчин (политика – мужское дело), то сейчас ни одна крупная компания не обходится без своей PR-службы. Если брать за основу анализа – телевизионные выступления пресс-секретарей службы по связям с общественностью различных компаний и госструктур, то, конечно, сейчас женщин в этой области больше, чем мужчин. Возможно, PR-мужчины «играют» за кулисами и мы их просто не видим (улыбается – прим. портала).

– Как правильно вас называть: PRщики, PRмэны, специалисты по связям с общественностью? Почему именно так?
– С позиции чистоты русского языка, конечно правильнее говорить «специалист по связям с общественностью».
Но мы так любим придумать новые слова, которые можно отнести к профессиональным жаргонизмам, что за последние несколько лет в нашем языке появились устойчивые определения для новых профессий, которых у нас не было ранее (например, – «манАгер», «вЭбер», «бузИнес», «айчАр», «сис» и прочие), в том числе и для специалистов по связям с общественностью. Говоря «пиарщик» (PR-щик) сразу становится понятно, что это за «зверь такой», и о ком идет речь. Поэтому в обычной жизни уже прижилось понятие «пиарщик».
Если использовать PR-мэны, то получается дискриминация по гендерному признаку (не все знают, что «man» в переводе с английского означает не только «мужчина», но и «человек») и женщины могут просто обидеться.
Определение «специалист по связям с общественностью» хорошо использовать при записях в трудовых контрактах/книжках, при обращениях к публике и подписях статей и других PR-документах.

– Как Вы оцениваете уровень отечественных пиарщиков, и могут ли они конкурировать с зарубежными?
– Мне кажется, нельзя сравнивать отечественных PR-щиков и зарубежных. У каждого из них разные социальные и политические условия роста, менталитет страны и, конечно же, – разные технологии работы. Тем более надо учитывать, что ранее у нас не было своей школы PR, но то, что за последние несколько лет наши специалисты сумели адаптировать западные технологии к российской действительности, – это вызывает уважение.
Особое спасибо людям, которые проводят обучение по этому направлению. Наверное, я повторюсь, но, ни одна иностранная технология, будь, то PR, реклама, управление персоналом, коучинг, система ISO и так далее не работает в России в чистом виде. Любая из этих технологий должна внедряться в жизнь с учетом менталитета нашего народа. Думаю, что еще лет пять-шесть и наши PR-менеджеры будут учить иностранных коллег своим технологиям – наши люди очень творческие, и всегда придумают что-то новое.

– Чему, в этой профессии, научить сложнее – креативу или техническим вещам?
– Технологиям научить довольно просто – написал структуру, инструкцию, «методичку», и все – работа закончена. Такой метод больше распространен на Западе и в США, для них он работает. Там люди не такие гибкие, как наши. Для них привычнее работать по уже отработанной технологии, и любое изменение в этой технологии приводит либо к краху, либо к взлету, и появлению нового «гуру» или направлению. И все сразу начинают изучать новую технологию и затем «тупо» следовать ей.
В России все по-другому: у нас без креатива не получится. Наши люди на уровне подсознания чувствуют стандартизацию и противятся ей. Поэтому проводя PR-акции, стоит это учитывать, «голые» технологии не имеют успеха в России. А вот провести «с шутками и прибаутками» такую акцию довольно сложно, поэтому без каких-то новых идей тут не обойтись. А научить творить бывает довольно сложно, – это либо есть в человеке, либо этого нет изначально.

– Какое направление в PR, на Ваш взгляд, является наиболее интересным, а какое наиболее прибыльным?

– Не могу определенно ответить на этот вопрос. Поскольку последние несколько лет работаю по большей части в области бизнес-консультирования по направлению «деловой, международный и светский этикет», а PR-направление находиться где-то рядом.

– Легко ли пиарщику найти работу?
– Если это уже сформировавшийся специалист, с большим количеством реализованных проектов, то, думаю, легко. А если он только начинающий, то, пожалуй, сложно, как и любому молодому специалисту.

– Специалист по связям с общественностью – это призвание или ремесло? Может ли человек другой профессии стать профессиональным PRщиком?
– Давайте разберемся в понятиях, что такое «ремесло» и что такое «призвание».
Ремесло (по Далю) – Рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб; | само занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда.
Призвание (по Ожегову) – Склонность к тому или иному делу, профессии, науке.
Комментарии, как говорится, излишни.
Поэтому если человек чувствует, что у него есть склонность к проведению рекламных и PR-акций, то стоит попробовать себя в этой роли. И особенно это актуально, если человек не доволен полученной профессией.

– Перечислите пять основных качеств специалиста по связям с общественностью.
1. Нестандартное креативное мышление.
2. Умение смотреть на вещи глазами целевой аудитории.
3. Хорошие организаторские способности.
4. Небоязьнь публичных выступлений.
5. И конечно же, коммуникабельность, ответственность и навыки саморегуляции.

Адрес постоянной ссылки на интервью http://www.rb-edu.ru/library/interview/interview_8950.html


Новое на блоге. Следите за обновлениями!
Поиск по сайту