+7 (985) 247-18-38
+7 (926) 092-61-81

Испания. Corrida de toros

Кто видел испанскую корриду, тот вряд ли ее когда-нибудь забудет. Испанская коррида – это танец, танец смерти. Это театр, где у каждого из участников своя роль, и кульминация это спектакля – смерть. . Коррида напоминает опасный балет с очевидной развязкой: здесь тореро уважает своего противника – быка, но обязан его убить, иначе бык убьет его.

Часто корриду сравнивают с балетом. Почему? - спросите вы.

Дело в том, что команда матадора, как в балете выполняет определенную последовательность фигур. А зрители оценивают, насколько красиво и чисто, они выполнены в соответствии с классическими канонами; степень риска, которая была допущена во время выступления.

И чтобы адекватно оценить красоту и мастерство тореро, надо знать, хотя бы основные правила игры.

Интересно, что по данным соцопросов, 80% андалусийцев относятся к корриде весьма сдержанно. Бои с быками не посещают, а трансляциям по телевизору предпочитают футбол.

Но как только речь заходит о призывах к запрету корриды, особенно извне, со стороны международных организаций и Евросоюза, это воспринимается очень болезненно. Как угроза национальной идентичности и покушение на культурное наследие.

Возникает закономерный вопрос: а какая необходимость убивать быка?

Почему бы его не отпустить? В Португалии, где свой сценарий корриды, так и поступают.

После того, как команда матадора отработала программу, быка уводят с арены. В Испании же коррида завершается обязательным убийством быка, это неотъемлемая часть представления, его кульминация. Так прописано в канонах, этого ждут зрители. Как и всё происходящее на арене, финал корриды имеет определенную последовательность и церемониал.

 Бык олицетворяет темное начало. И смерть его в финале действа – в аллегорическом смысле закономерная победа добра над злом.
Правда, в исключительных случаях быка, за проявленный героизм, могут помиловать по ходатайству зрителей. Но это происходит очень редко.
Парадокс корриды заключается в том, что сидящие на трибунах или перед телевизорами испанцы не кровожадны, миролюбивы и вполне цивилизованы. Вы неоднократно сможете убедиться в их доброжелательности и сердобольности. Но вот что касается боя быков... Феномен он и есть феномен.

Теперь давайте разберемся с терминологией. Обычно под словом «коррида» (corrida или corrida de toros) мы подразумеваем любой бой с быком. Однако сами испанцы называют корридой лишь один из нескольких существующих видов состязания человека с животным, а именно пеший бой со взрослым быком, завершающийся смертью рогатого.
В обиходе испанцы называют корриду чаще всего просто – toros, то есть «быки».

Главный участник боя – матадор. Он же тореро или маэстро. В процессе корриды матадору помогает его команда – квадрилья. В квадрилью матадора входят два пикадора (всадника с пиками), три бандерильеро (пешие участники с небольшими копьями-гарпунами) и оруженосец.
Хотя матадору и ассистируют всадники, коррида считается пешей: он перемещается по арене исключительно на своих двоих. Убивает быка только матадор.

Сколько лет существует коррида – однозначно сказать невозможно. Но очень долго. Считается, что она восходит своими корнями к бронзовому веку, когда у населявших Пиренейский полуостров народов бык служил священным животным. Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным.

После реконкисты бои с быками становится развлечением благородного сословия. Разгромившие всех мавров и заскучавшие от безделья рыцари снова смогли почувствовать себя на коне. В прямом смысле этого слова: с быком сражались только верхом на лошади. Пешая коррида появляется в начале XVIII в. К ней активно приобщаются и не имеющие лишних лошадей простолюдины. Тогда же в Андалусии были сформулированы правила корриды, действующие по сей день.

В корриде участвуют боевые быки особой породы, возрастом не менее четырех лет и массой 450–500 кг. Боевой бык – животное уникальное. Он атакует без необходимости делать это ради пропитания, обладает вспыльчивым нравом, даже если его не провоцируют и ничем ему не угрожают.
Этика корриды требует от тореро относиться к быку как к другу, проявляя должное уважение к его силе и храбрости – еще один из парадоксов, окружающих корриду. Воистину, понять ее можно, только родившись испанцем.

Первоначально бои проводились на центральных городских площадях, например, на Пласа Майор в Мадриде. Впоследствии, чтобы бык не забивался в угол, стали строить специальные круглые арены, называемые plazas de toros.

В Испании арены делятся на три категории.

Первая категория – арены в Мадриде, Севилье, Барселоне, Валенсии, Бильбао, Сарагосе, Сан Себастьяне и Кордове. Вторая категория – арены в столицах провинций, а также некоторые другие, получившие эту категорию в силу традиции. Третья – все остальные. Всего в Испании около 400 арен.

Обычно в корриде участвуют три матадора, каждый из которых убивает двух быков. Самый старший из матадоров сражается с первым и четвертым быками, средний – со вторым и пятым быками, а самый молодой – с третьим и шестым быками. Старшинство матадоров определяется по дате, когда они прошли церемонию посвящения в матадоры.

Подготовка будущего матадора начинается еще с детского возраста. Сначала практикуются на быках до двух лет, затем, обретя некоторый опыт, переходят к быкам двух–трех лет. После того, как кандидатуру претендента в матадоры предложат и поддержат два маэстро, он становится матадором и может выступать со взрослыми быками.

Коррида делится на три части (терции, tercios). О начале каждой извещает звук трубы. Сигналы к началу терции подает председатель корриды: мэр города или чиновник рангом пониже. Он же распоряжается о награждении матадора.

В день боя представители матадоров посещают загон и жеребьевкой определяют, с какими быками будут выступать их наниматели.

Коррида традиционно начинается с шествия участников. Его цель – представить себя председателю корриды и уважаемой публике. У шествия есть свой порядок.

В первом ряду располагаются матадоры: слева – старший, справа – средний, в центре – самый молодой. По обе стороны от матадоров едут альгвасили (официальные лица) на лошадях. Во втором ряду идут трое помощников самого старшего из матадоров, в третьем и четвертом рядах – среднего и младшего. В пятом ряду следуют два пикадора старшего из матадоров, за ними – пикадоры среднего и младшего. Закрывают шествие рабочие арены.

Первая терция начинается с того, что из загона выбегает бык, и его встречает сам матадор либо его помощники с капоте. Капоте – это большой и тяжелый плащ, розовый с одной стороны. В первых двух терциях капоте используется матадором или помощниками как в артистических приемах, так и непосредственно в поединке. В третьей терции матадор капоте не использует, в то время как его помощники с помощью капоте управляют быком.

К корриде присоединяются всадники в круглых шляпах и с пиками – пикадоры. Их задача – снизить агрессивность атаки быка и уравнять силы животного и матадора.
Лошади защищены доспехами, которые смягчают жестокие удары рогами. Тем не менее, быку иногда удается перевернуть коня.

На арене нарисовано два белых круга. Пикадор должен оставаться за внешним кругом, чтобы принять на себя атаку быка. В то же время тореро удерживает быка в пределах внутреннего круга до того, как он нападет на пикадора. Развитие данного эпизода делится на три этапа: cita, encuentro, salida (встреча, состязание, выход). Когда пикадор встречает быка, тореро и помощники становятся слева от лошади.

В ходе второй терции помощники матадора – бандерильеро – короткими украшенными копьями – бандерильями – стараются разозлить быка, не отнимая у него сил.
Существует множество приемов работы с бандерильями.
Последняя терция включает в себя испытание мулеты и убийство быка шпагой. Хотя все эпизоды боя тореро посвящает какому-нибудь человеку, именно здесь обычаи наиболее укорененные. Смерть первого быка каждого матадора должна быть посвящена председателю корриды.

Тореро, держа мулету (небольшой красный плащ, натянутый на деревянную палку длиной около 50 см) и шпагу в левой руке, а шляпу в правой, подходит к человеку, которому собирается посвятить свой финальный номер. Он произносит посвятительную речь, после чего бросает шляпу на арену через плечо.

Традиция гласит, что хорошим предзнаменованием считается, когда шляпа падает дном вниз, а плохим – дном вверх. Поэтому иногда тореро переворачивают ее, если она упала «неправильно».
Хотя сейчас уже не провозглашаются посвящения в стихах, раньше это был очень распространенный обычай.

Маэстро при помощи мулеты достигает наивысшего сближения с быком, используя самые эффектные приемы. Это наиболее зрелищный эпизод корриды.

После проведения артистической работы с быком, когда он утомлен и обессилен, наступает решающий момент – смерть быка, и это является кульминацией корриды. На ранних этапах развития корриды быка убивала вся квадрилья. Сейчас это делает исключительно матадор (отсюда и его название, означающее «тот, кто убивает»).

Бык должен быть убит в течение десяти минут после начала третьей терции. Если этого не произошло, тореро получает первое предупреждение. Через три минуты дается второе предупреждение. Если еще через две минуты бык жив, то его уводят с арены. Такое развитие событий является позором для матадора, и лучше бы ему сегодня вообще остаться дома.

В идеале, матадор должен убить быка шпагой в сердце с первого удара, вызвав как можно более быструю и безболезненную смерть. Затянутый по времени процесс считается неэстетичным. Существуют различные приемы завершения боя.

Если тореро не удается свалить быка шпагой, он использует другой меч с крестовиной у конца лезвия. Далее несколько мулов вытаскивают тушу убитого быка с арены, после чего она передается мясникам, которые уже давно ждут снаружи. Мясо быка потом продается.

Выполнение всех элементов корриды сопряжено с риском для жизни как самого матадора, так и его ассистентов. За два прошедших столетия во время боев погибли 63 маэстро, в том числе легендарные Пепе Ильо, Хосе Гомес Ортега по прозвищу Хоселито и Манолете, а также 350 помощников.
У арены в Мадриде воздвигнут памятник первооткрывателю пенициллина Флемингу от благодарных тореро: после введения антибиотиков смертность резко сократилась.
Сегодня смертельные случаи редки, однако травмы и ранения, в том числе серьезные – обычное дело.

Иногда, если бык проявляет особую смелость и публика просит об этом председателя корриды, то после того как быка убьют, его тушу провозят по арене по кругу, и зрители ему аплодируют. Если бык проявил исключительную храбрость, то ему могут сохранить жизнь. В этом случае смерть быка имитируется с помощью бандерильи или просто руки. Тогда бык становится племенным. Но бык, убивший матадора, обречен в любом случае.

Матадору, показавшему выдающееся искусство, присуждаются трофеи. С согласия публики матадор может сделать круг почета по арене.

Если публика просит председателя корриды, размахивая белыми платками, он присуждает одно ухо. Если публика просит, и председатель сам считает выступление отличным, он присуждает два уха. Если председатель решил, что представление «из ряда вон», то он награждает тореро двумя ушами и хвостом. Если тореро заработал два уха в течение всей корриды, он заслуживает право быть вынесенным с арены на плечах публики.

С другой стороны, публика может высказать и неодобрение в форме молчания, свиста и выбрасывания на арену подушек, на которых зрители сидят на каменных или бетонных ярусах арены.

На побережье Коста дель Соль корриды проводятся в течение всего года по воскресеньям. Это противоречит традиционной сезонности и сделано, большей частью, для туристов.
Около арены – а они имеются во всех пяти туристических центрах – вы увидите афиши с датой и временем начала ближайшей корриды. Да и не только около арены.

Билеты бывают: Sol – на солнечную сторону арены, Sombra – в тени, что гораздо приятнее, Sol y Sombra – это места, с которых солнце уйдет или где оно позже появится. Что, соответственно, отражается и на стоимости билетов. Обычно цена на билеты начинается от 30 €.

Нужно иметь в виду, что на рядовых корридах выступают и рядовые матадоры. Либо начинающие (новильеро), которые выходят с молодыми быками.
Самые интересные корриды с участием маститых маэстро проходят во время праздников – ферий.

Лучшие из выступающих сейчас испанских матадоров: Эль Фанди, Ривера Ордоньес, Эль Кордобес, Энрике Понсе, Хуан Хосе Падилья, Эль Хули, Хесулин де Убрике.
В Андалусии они популярны наряду с кинозвездами и постоянно мелькают в светской хронике.

 По материалам сайта http://www.aronatour.ru

Вернуться в раздел

Новое на блоге. Следите за обновлениями!
Поиск по сайту