+7 (985) 247-18-38

Как можно применять профстандарты в кадровой службе

(Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» № 4 / 2023)

Показываем на примерах, как можно находить и скачивать профстандарты из официального реестра. Как правильно соотнести должность из определенной сферы деятельности с конкретным профстандартом. Показываем список действующих профстандартов для административно-офисного персонала.

Как можно воспользоваться сформулированными в профстандарте требованиями к образованию и опыту работы (для наиболее распространенных должностей службы делопроизводства), к составу трудовых действий и необходимых знаниях и умениях: при описании вакансии, проведении аттестации, распределении обязанностей между сотрудниками своего подразделения (избавление от дубляжа, обнаружение «бесхозного» функционала), составлении должностных инструкций.

 Как правильно соотнести должность с профессиональным стандартом

 

Для начала нам необходимо определиться, для чего нужна конкретная должность (профессия) в организации. Например, в ООО «Лютик» есть должность системного администратора, который занимается техническим обслуживанием компьютеров и оргтехники (чистка и ремонт техники, установка и проверка функционирования периферийных устройств и т.д.), но не занимается программированием, определением сбоев и отказов сетевых устройств и операционных систем, установкой программного обеспечения и заполнением веб-сайта организации.

Для того, чтобы подобрать подходящий стандарт и правильное наименование должности (профессия), на сайте реестров профстандартов https://profstandart.rosmintrud.ru заходим в раздел «поиск», где можно по разным критериям выбрать необходимый документ (см. Рисунок 1), в том числе:

–  по квалификационным справочникам,

–  наименованию должности (профессия),

–  области профессиональной деятельности и т.д. 

Шаги продвижения к нужному разделу сайта отмечены цифрами «1» и «2» на Рисунке 1.А дальше начинаем сужать наш поиск, например, следующим образом. В выпадающем меню поля «Область профессиональной деятельности» (см. 3» там же) выбираем раздел «06 Связь, информационные и коммуникационные технологии». Ниже в поле «Возможные наименования должностей, профессий» («4») вводим предполагаемое название «системный администратор», после чего сайт дает нам на выбор список должностей / профессий, в которых фигурирует заданная нами формулировка – здесь мы выбираем наиболее подходящий вариант («5»). 

После нажатия на кнопку «Фильтр» («6») сайт показывает те профстандарты, которые удовлетворяют заданным нами критериям поиска – фактически области деятельности и профессии (см. «7»):  «Системный администратор информационно-коммуникационных систем» и «Администратор баз данных». 


Найденные профстандарты можно посмотреть прямо на сайте либо скачать на своей компьютер в удобном для себя формате: .docx или .pdf. («8»).

 

Рисунок 1. Сайт реестров профстандартов https://profstandart.rosmintrud.ru/ 

 

04-2023-1

Чтобы выбрать наиболее подходящий стандарт для работы с нашим функционалом, сравниваем найденные документы по виду деятельности и группе занятий (эти данные есть в разделе I каждого профстандарта – см. «1» в Примере 1). Понимаем, что нам больше подходит стандарт «Системный администратор информационно-коммуникационных систем» (т.к. другой стандарт больше заточен на работу с базами данных, чем с техникой).

 

Таблица 1. Сравнение двух профстандартов

04-2023-2

 

Пример 1. Фрагменты профстандарта «Системный администратор информационно-коммуникационных систем»

04-2023-3

Основные трудовые функции специалиста и уровень квалификации указаны в разделе II профстандарта (см. «2» и «3» в Примере 1), изучив его, становится понятно, что системный администратор выполняет обобщенную трудовую функцию «Технические работы по обслуживанию информационно-коммуникационных систем», которая состоит из определенных трудовых функций и для их выполнения достаточно 4 уровня квалификации.

Проанализировав все трудовые функции (см. «4» в Примере 1) из профстандарта 06.026 и соотнеся их с выполняемыми действиями работника, можно заключить, что для решения поставленных перед ним задач (техническое обслуживание оргтехники) вполне достаточно 4 уровня квалификации («3») и среднего профессионального образования («6»), опыт практической работы не требуется («7»), а для выполнения технических работ необходим минимальный набор знаний и умений («9» и «10»). В соответствии с профстандартом должность правильно именовать как «младший системный администратор» или «техник» («5»), а не системный администратор, как предполагалось ранее! Для решения более сложных задач, связанных с решением компьютерных проблем, например выявление сбоев и отказов сетевых устройств и операционных систем, требуется более высокий уровень квалификации и образования.

На сайте «Профессиональные стандарты»//profstandart.rosmintrud.ru в разделе «Реестр профессиональных стандартов» можно отфильтровать профстандарты по такой области профессиональной деятельности (см. «3» на Рисунке 1), как «07 Административно-управленческая и офисная деятельность», и тогда найдется достаточно много полезного – см. Таблицу 2. Далее в этой статье сосредоточимся на содержании 2 основных для службы документационного обеспечения управления (ДОУ) профстандартов (отмеченных «!» в Таблице 2). Хотя интерес могут представлять большинство из них – все зависит от конкретного функционала, возложенного на ваше подразделение.


Таблица 2. Профстандарты по административно-управленческой и офисной деятельности Определение требований к опыту работы и образованию для работников службы ДОУ

04-2023-4

 

Структура всех отечественных профстандартов унифицирована и квалификационные требования, в том числе к образованию и опыту работы, содержатся в разделе III. Рассмотрим 2 основных профстандарта для службы ДОУ:

1. «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утв. приказом Минтруда России от 15.06.2020 № 333н, и 2. «Специалист по управлению документацией организации», утв. приказом Минтруда России от 10.05.2017 № 416н.

Если изучить их разделы III, то (в полях, помеченных «5», «6» и «7» в Примере 1) можно увидеть требования, которые приведены в Таблице 3. Приведенная информация поможет составить профиль кандидатов на распространенные вакантные должности. Также из профстандартов можно позаимствовать перечень необходимых знаний и умений, который пригодится при проведении собеседования или аттестации (см. «2» и «3» в Примере 4). Напомним, что работника, не имеющего достаточной квалификации по профессиональному стандарту, работодатель не вправе уволить по этому основанию. Он может сделать это, только проведя аттестацию, если она выявит несоответствие занимаемой должности (профессии).

Таблица 3. Требования к стажу, опыту работы и образованию для сотрудников службы делопроизводства (для распространенных должностей)

 

Вакантная
должность

Наименование обобщенной трудовой функции

Уровень квалификации

Образование
(минимально необходимые варианты)

Опыт практической работы
(его варианты зависят от имеющегося образования)

Делопроизводитель

Документационное обеспечение деятельности организации

5

1. Среднее профессиональное образование (профильное) или
2. Среднее профессиональное образование (непрофильное) + профессиональная переподготовка по профилю деятельности

Не требуется

Секретарь руководителя

Организационное,
документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации

6

1. Высшее образование (профильное, ОКСО 7.46.03.02) – бакалавриат.

2. Высшее образование (непрофильное) – бакалавриат + профессиональная переподготовка по профилю деятельности.

3. Среднее профессиональное образование (профильное, ОКСО 7.46.02.01).

4. Среднее профессиональное образование (непрофильное) + профессиональная переподготовка по профилю деятельности

При высшем образовании опыт работы не требуется.

При среднем профессиональном образовании –
не менее 2 лет выполнения работ по организационному и документационному обеспечению деятельности руководителя организации

Помощник руководителя

Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации

6

1. Высшее образование (профильное, ОКСО 7.46.03.02) – бакалавриат.

2. Высшее образование (непрофильное) – бакалавриат + профессиональная переподготовка по профилю деятельности

Не менее 3 лет по организационному, документационному и информационному обеспечению деятельности руководителя организации

Документовед

Специалист службы ДОУ

Документационное обеспечение управления организацией (ДОУ)

6

1. Высшее образование – бакалавриат (профильное, ОКСО 7.46.03.021).

2. Любое высшее образование (непрофильное) + дополнительная переподготовка по профилю деятельности

Не требуется

Руководитель службы ДОУ

Руководство деятельностью по документационному обеспечению управления организацией

7

 1. Высшее образование –специалитет, магистратура.

2. Дополнительное профессиональное образование – переподготовка по профилю деятельности

Не менее 3 лет в области документационного обеспечения управления

 Управляющий документацией

Заместитель руководителя организации по ДОУ

 Управляющий документацией

Заместитель руководителя организации по ДОУ

 8

 1. Высшее образование – специалитет, магистратура.

 

2. Дополнительное профессиональное образование – переподготовка по профилю деятельности

 

Не менее 5 лет руководящей деятельности в сфере документационного обеспечения управления организацией

 

Анализ функционала конкретного работника


Когда вам нужно с чистого листа написать должностную инструкцию сотруднику, то удобно в профстандарте найти подходящую обобщенную трудовую функцию (это основной функционал работника, см. «2» в Примере 1), а потом изучить, какие конкретные трудовые функции и действия он должен выполнять (см. «4» и «8» в Примере 1), чтобы выбрать те функции, которые соответствуют специфике вашей организации или подразделения. Выбранные трудовые функции, действия станут основой новой должностной инструкции.Но в реальной жизни обязанности «переплетаются», т.е. один человек может выполнять одновременно и более сложную (высококвалифицированную), и более простую работу – см. Пример 2.

Для того чтобы минимизировать подобное «переплетение», необходимо провести анализ соответствия должностных обязанностей, установленных для работника в трудовом договоре (должностной инструкции) с трудовыми функциями, действиями и уровнем квалификации, указанными в профстандарте.Как видно из Примера 2 в должностной инструкции делопроизводителя указаны функции из разных профстандартов с разными уровнями квалификации и разными наименованиями должности. При выявлении отклонений должностных обязанностей от установленных в профстандарте, следует:

  • шаг 1: исключить непрофильную функцию из должностной инструкции (или трудового договора);
  • шаг 2: передать эту функцию другому сотруднику, для которого этот вид деятельности является профильным, либо оставить данную функцию работнику, используя процедуры совмещения, расширения зон обслуживания или совместительство (ст. 60.1, 60.2 ТК РФ). Напомним, что любые изменения должностной инструкции или трудового договора, связанные с изменениями трудовых функций, производятся только с письменного согласия работника (ст. 72 ТК РФ).


Пример 2. Возможное сочетание обязанностей, свойственных разным уровням квалификации, в функционале делопроизводителя
04-2023-5

 

Проверка дублирования и обнаружение «бесхозного» функционала

Чтобы эффективно распределить нагрузку между сотрудниками, необходимо подробно расписать выполняемые действия каждого в матрице распределения ответственности, она наглядно демонстрирует, где происходит полное или частичное дублирование (см. Пример 3).

Сначала в матрицу необходимо вписать обязанности специалистов, закрепленные за ними в должностных инструкциях (или трудовых договорах). Далее при изучении профстандартов можно добавить в эти же строки (например, в скобках или курсивом) более точные формулировки данных действий из стандартов.

Возможно, в профстандартах найдутся трудовые действия, которые у вас в организации выполняются от случая к случаю, и они ни за кем не закреплены. В таком случае эти действия тоже следует вписать в матрицу, чтобы потом окончательно закрепить их за конкретными работниками.

Пример 3. Матрица распределения обязанностей между сотрудниками

04-2023-6

Как видно в Примере 3, многие трудовые действия полностью или существенно дублируют друг друга. И если компания не большая, то держать сотрудников, которые выполняют схожие операции, экономически не выгодно.

При выявлении дублирующих действий следует уточнить, с какими документами работает сотрудник и с какими специалистами он взаимодействует, выполняя схожие действия. Но лучше четко закрепить, кто чем и в какой ситуации занимается, чтобы не возникло недоразумений и желания переложить свою работу на другого специалиста.

 

Аттестация персонала

Для определения текущей квалификации, знаний и умений работников в организации проводится аттестация или деловая оценка персонала. Ее результаты необходимо отразить документально, например, в протоколе заседания аттестационной комиссии. Комиссия может принять решение, что сотрудник:соответствует или не соответствует занимаемой должности; условно соответствует должности; условно соответствует, при выполнении рекомендаций аттестационной комиссии (может дополняться положением о внеплановой аттестации, повторно).

На основе результатов аттестации работника можно:

  • повысить или понизить в должности (с согласия работника);
  • премировать; перевести на более подходящую должность (с согласия работника);
  • отправить на повышение квалификации или профессиональную переподготовку;
  • уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – за несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.


Аттестация может проводиться в устной (собеседование), письменной (тесты и опросные листы) и смешанной форме. При смешанном формате аттестационная комиссия проводит собеседование с обязательными ответами в письменной виде на вопросы теста и/или решением практических задач.


Согласно рекомендациям ФГБУ «ВНИИ Труда» Минтруда России по применению профессиональных стандартов в организации при подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать положения профессиональных стандартов. При разработке средств для оценки профессиональной квалификации Национальное Агентство Развития Квалификаций (НАРК) рекомендует создавать тестовые задания не только на отдельную трудовую функцию, но и на каждое трудовое действие, включенное в эту функцию. Оценочные средства должны включать в себя как теоретические, так и практические задания.

При этом теоретические задания могут быть разных типов:

  • с выбором одного ответа;
  • с открытым ответом, который должен сформулировать испытуемый;
  • установление соответствия;
  • установление последовательности.


Практические задачи – это задания на выполнение трудовых функций, трудовых действий в моделируемых условиях.

Пример 4. Проверяем знания и умения, необходимые для выполнения конкретной трудовой функции


Чтобы проверить, насколько хорошо секретарь руководителя знает трудовую функцию «Составление и оформление управленческой документации», посмотрим в профстандарте «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», из каких трудовых действий она состоит, какие знания и умения нужны для ее качественного выполнения:

04-2023-7

Вопросы для аттестации составляются на основе необходимых умений и знаний, которые указаны в профстандарте. В первую очередь, как правило, проверяется теоретическая часть.

 

1. Какую формулировку должен иметь заголовок к тексту приказа? Выберите один вариант ответа: 
а) в творительном падеже, 
б) в предложном падеже, 
в) в родительном падеже.

 

2. Какой из перечисленных документов содержит требования к бланкам документов и оформлению реквизитов?
а) Общероссийский классификатор управленческой документации;
б) ГОСТ Р 7.0.8.-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»;
в) ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»;

 

3. Для исходящих документов предусмотрены следующие технологические этапы (допишите недостающие):
1) подготовка проекта документа,
2) __________________________
3) подписание, 4) __________________________ <. . .>

 

Вторая часть аттестации состоит из практических заданий на выполнение трудовых действий в реальных или моделируемых условиях:

 

15. Задание: Организации необходимо заказать одноместный номер прибывающему в командировку в Москву специалисту из Уральского филиала компании – Сидорову Петру Ивановичу. Командировка планируется с 15 по 19 мая 2023 года. Вопросы организации приема командированных специалистов находятся в ведении заместителя генерального директора по административно-хозяйственным вопросам Петрова Н.Д. Составьте письмо-просьбу в гостиничный комплекс «Измайловский» (корпус «Альфа»), отметьте в письме, что плата за проживание будет произведена Сидоровым П.И. за наличный расчет.

 

16. Задание: Составьте проект приказа об итогах работы с документами в 2022 году в ООО «Ромашка». В констатирующей части укажите на низкую требовательность руководителей подразделений к качеству подготовки документов и контролю за их исполнением. В распорядительной части обратите внимание руководителей на повышение требовательности к работникам в части работы с документами. Дайте задание работнику, отвечающему за делопроизводство, на разработку мер по улучшению этой работы.

 Читать статью на сайте https://delo-press.ru/  

Новое на блоге. Следите за обновлениями!
Поиск по сайту