Согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016 вступительное обращение: «Уважаемый…!» и заключительная этикетная фраза: «С уважением,..» относятся к реквизиту «Текст документа», который оформляется при помощи свободно распространяемых бесплатных шрифтов № 12-14.
В п. 3.3.11 методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления, утвержденных приказом Росархива от 25.12.2020 N 199 указано: «в деловых (служебных) письмах используются фразы этикетного характера «Уважаемый...!» - в начале письма, над текстом и «С уважением,..» в заключительной части письма, над подписью; этикетные фразы печатаются исполнителем при подготовке проекта письма». В п. 3.3.3 этих же рекомендациях указано, что заключительная этикетная фраза «С уважением,..» печатаются непосредственно от границы левого поля.
Напомним, что согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016 реквизит «подпись» включаем в себя:
Как видно из описания и состава реквизитов – фраза «С уважением,..» в деловых письмах печатается, а не пишется от руки.
Напомним, что любые изменения вносимые от руки в текст нетрафаратного документа должны заверяться в установленном порядке. Исключения могут составлять письма-поздравления, письма-благодарности - для выражения личной признательности и уважения, можно написать заключительную вежливую фразу от руки.
-----------------
Интересно знать. Мода на написание от руки заключительных фраз вежливости пришла из зарубежной практики составления деловых писем и призвана вызвать положительные эмоции по отношению к отправителю. Но в российской действительности написанная от рука фраза «С уважением,..» в служебном (деловом) письме вызывает противоположный эффект – такое оформление расцениваться, что адресат пытается привлечь к себе внимание или ему не хватает уверенности и нужна поддержка вышестоящего руководства.
------------------
Этикетные фразы «Уважаемый..!» - «С уважением,..» являются коммуникационной рамкой, которая означает «Приветствие адресата» - «Прощание с адресатом».
Создание в письме коммуникационной рамки не является обязательным реквизитом, и отражает, в первую очередь, отношение к адресату и к ситуации в целом.
Во внутренних служебных записках можно ограничиться вежливым вступительным обращением «Уважаемый..!», без заключительного «С уважением,..» В письмах-претензиях к внешнему контрагенту этикетная рамка не применяется.
Важно. Для того, в организации не возникало споров при оформлении служебных (деловых) писем и внутренних служебных записок рекомендуется для создания единообразия в локальных документах по делопроизводству и образцах писем и записок закрепить правила использования этикетно-коммуникационных рамок.
|
---|