+7 (985) 247-18-38

Правильно и своевременно заданный вопрос – большая сила!

(интервью для портала "Бизнес Образование России", декабрь 2011г.)

– После того как на своем персональном сайте я указала, что являюсь не только «бизнес-консультантом», но еще и «коучем», то мои давний друзья, которые старше меня стали задавать вопросы: «Кто такое коуч, что такое коучинг?»

– Как известно, единого определение этого понятия нет, и каждый дает свое личное определение – то, как он чувствует и понимает. Для меня коучинг – это, в первую очередь, умение слушать и слышать, что говорит человек, что его волнует, к чему он стремится. А услышав и поняв это, помочь ему при помощи правильно заданных простых вопросов повернуться в сторону оптимального решения, которое он будет принимать самостоятельно. Поэтому мое определение «коучинга» – умение правильно формулировать и задавать вопросы для реализации выявленных задач клиента.
Очень понравилось фраза, найденная в интернете: «Правильно и своевременно заданный вопрос – большая сила!».


– Чем отличается коучинг от других видов помощи людям: тренинга, управленческого консалтинга, психотерапии?

 – Исходя из своего опыта, думаю, что все эти направления настолько тесно переплетаются друг с другом, что порой становится не очень понятно, где заканчивается, например, тренинг, а где начинается коучинг. Возможно, у меня и неверное представление о различных направлениях помощи человеку, но я считаю, что коучинг – это не только поддержка, но и помощь клиенту.
Часто даже на открытых семинарах приходится проводить небольшие коуч-сессии для того, чтобы человек смог посмотреть на проблему под другим углом зрения, или использовать методы психотерапии, например, для коррекции психоэмоционального состояния участников семинаров.
Особенно это часто происходит на семинарах для помощников руководителя. А как это называется: коучинг, психотерапия, консалтинг для меня особого значения не имеет – это ведь только слова, главное – чтобы человек начал думать, вышел из «ступора» или посмотрел на вещи другим глазами.
Но, пожалуй, основные отличие коучинга
– от тренинга – коуч-сессии проходят в индивидуальном порядке;
– от психотерапии – при помощи коучинга нельзя решить серьезные психические заболевания (здесь должны работать специалисты другого уровня);
– от управленческого консалтинга – коучинг выстраивается по принципу человек–человек, а управленческий консалтинг – человек–организация, то есть в фокусе коучинга лежат личные задачи человека, в консалтинге – управленческие задачи. 


– Как вы можете определить, что человеку необходим именно коучинг и что он ему даст?

 – Человек сам, как правило, определяет, что ему нужна помощь или взгляд со стороны. Если его, что-то не устраивает – в себе, в окружении, на работе, в личной жизни, то он начинает искать специалистов, которые ему помогут или, хотя бы подскажут в каком направлении двигаться, чтобы выявить причину этого дискомфорта. Поэтому навязывать человеку свои услуги в качестве коуча я считаю не этичным. Не будешь же ты, в самом деле, дергать человека за рукав и говорить: «Тебе нужен коучинг! Поговори со мной и у тебя будет все хорошо». Можно конечно при общении с другом/знакомым/незнакомым по его рассказу понять, что человек нуждается в коучинге, что он запутался, но начинать работу пока он не сказал «Помоги», считаю нецелесообразным для обоих: и для коуча, и для клиента. Клиент должен самостоятельно созреть до того, чтобы принять помощь коуча.
Поэтому для меня сигналом для начала работы в качестве коуча является личное желание и готовность человека к такой работе. Причем, формы обращения бывают очень разные: кто-то пишет очень длинные электронные письма (из которых становиться понятно, что это просто «крик» о помощи), кто-то звонит по телефону со словами: «Что-то ерунда какая-то происходит. Помоги», кто-то выходит на связь через различные месседж-пейджеры с сообщением: «Я тут решил кое-что делать, но боюсь принимать окончательное решение». Как видно из этих примеров, все эти клиенты пришли самостоятельно к тому, что им нужна моя помощь, потому что наступил какой-то индивидуальный кризис или возникли сомнения.
Есть такое выражение: «в любом вопросе уже есть ответ», но мы за частую не видим этого ответа. Поэтому моя задача перефразировать вопрос клиента таким образом, чтобы он понял, что он уже знает ответ на свой вопрос и знает, что ему делать и как быть. 

– Как будет организован коучинг, как он будет проходить?

– В разных ситуациях приходится выстраивать коуч-сессии по-разному. У меня нет единой формы проведения коучинга (не очень я люблю стандарты). Но, пожалуй, два вопроса, которые всегда присутствуют во время нашего общения можно выделить: «Расскажите, что у Вас случилось?», «Что Вы хотите получить от нашей встречи?». Эти вопросы могут быть заданы как в начале разговора, так и в середине. Все зависит от ситуации и от самого клиента.
Но в любом случае, клиент выполняет самостоятельно задания, иногда прямо во время коуч-сессии, иногда дается домашнее задание. И после выполнения задания сам же делает выводы, если эти выводы его не устраивают, – продолжаем работать дальше. И так от встречи к встрече клиент самостоятельно заявляет тему текущей сессии, опираясь на свои же предыдущие выводы.

Продолжение следует

Адрес постоянной ссылки на интервью http://www.rb-edu.ru/library/interview/interview_8954.html

Вернутья в раздел

Новое на блоге. Следите за обновлениями!
Поиск по сайту