+7 (985) 247-18-38

Заседание Национальной Ассоциации Специалистов по Протокола (НАСП). 05 апреля 2012

5 апреля с.г. в государственном музее Эрмитаж прошло заседание Национальной Ассоциации Специалистов по Протоколу (НАСП), организованное ООО "Агентство "Деловой протокол".

Заседание было посвящено двум важным темам: посольским дарам и казусам протокольной практики. Проводил Заседание НАСП в Эрмитаже Георгий Вадимович Вилинбахов - Председатель Геральдического совета при Президенте РФ, государственный герольдмейстер.

Упустить такую возможность, и не посетить заседание НАСП было выше моих сил, п.э. вечером 4-го после тренинга я "вскочила" в поезд "Москва - Санкт-Петербург" и уже утром 5-го была в Питере. Город на Неве как будто специально решил порадовать своих гостей солнечной погодой и предстать перед гостями во всей красе и великолепии. 

На заседании собрались одни из ведущих специалистов по этикету и протоколу нашей страны. Очень приятные, открытые и красивые люди, с которыми очень легко общаться не только на профессиональные темы, но и просто так.

Во время заседания г-н Вилинбахов рассказал о геральдическом обеспечении протокольных мероприятий на примере церемонии перезахоронения императрицы Марии Федоровны. Причем, его доклад был не из серии: «надо делать так и, только так», а был рассказом о том, как не смотря на строгость прокола, в нем всегда есть место случайности, и следует искать разумный компромисс. Ведь человеческий фактор, погодные условия, различия в национальных традициях и т.д. ни кто не отменял, и они могут в самый неподходящий момент вмешаться даже в отлично подготовленный и отрепетированный сценарий.

Вот несколько примеров того, как в хорошо спланированный сценарий может вмешаться случайность и приходиться искать компромисс.

1. Саркофаг с прахом российской императрицы доставил в Петербург фрегат датских ВМФ Esben Snarre. Однако тщательно продуманная церемония встречи праха Марии Федоровны началась с вынужденного изменения в сценарии. Предполагалось, что гроб с датского корабля будет перегружен на российский катер в Кронштадте. Однако после торжественной встречи на рейде (российские суда подняли Андреевские флаги, корабль "Смольный" дал 31 артиллерийский залп) датский фрегат проследовал мимо набережной и скрылся за горизонтом по направлению к Петербургу. Оказалось, что причал Кронштадта оказался, не приспособлен к приему такого рода судов, и Esben Snarre пришлось швартоваться возле морского вокзала на Васильевском острове. Здесь траурный груз с помощью крана перенесли на скромный катер "Пограничник", который доставил прах императрицы в Петергоф.

2. Еще несколько сложностей возникло во время репетиции перезахоронения из-за различия датских и российских церемоний и строевых уставов.
С датской стороны в церемонии участвовали королевские гвардейцы. С российской — солдаты президентского полка и роты почетного караула Ленинградского военного округа. В процессе выяснилось, что по датскому строевому уставу шаг нужно начинать с правой ноги, по российскому — с левой и плюс к этому разный темп шага у датчан и россиян . Кроме того, датские военные снимают головные уборы в церкви, российский почетный караул сделал это в порядке исключения.

3. С выбором музыки во время процессии в Петербурге сложностей не возникло. Были утверждены три композиции: старинный российский гимн Бортнянского «Коль славен наш господь», московская парадная фанфара «Слушайте все»! и траурный марш для флейты и барабанов из устава 1908 года. И вот с последним произведением произошла небольшая накладка. Согласно партитуре, темп марша должен составлять 40 ударов в минуту. Для российской роты почетного караула это оказалось слишком медленно, довольно сложно печатать шаг. Комендант Петербурга попросил ускорить темп. Военный дирижер нехотя, но подчинился приказу — похоронный марш не терпит суеты.

Вот такие вот «мелочи» (и это далеко не все) остались за кадром, но которые возникали во время подготовки церемонии перезахоронения императрицы.

Во время его рассказа я думала: что люди часто смотря по ТВ репортажи о встречах на высшем уровне, даже не задумываются о том, сколько специалистов готовят эту встречу: планируют, согласовывают детали, нервничают, стараются, проявляют чудеса изобретательности и дипломатии. И какая ответственность лежит на службе протокола при подготовке любых мероприятий: ведь любое неверное действие может привести если не к военному или политическом конфликту, то к неприязни, насмешки или не понимаю со стороны участников этих встреч. Особенно сейчас, когда наша протокольная практика еще не всегда на высоте, учитывая, что долгие годы ее считали не нужной.

Вторая часть заседания была посвящена посольским дарам, которые были получены цесаревичем Николаем Александровичем во время поездки по странам Востока. Работники музея Эрмитаж рассказали много интересных фактов о подарках и их значении (о некоторых подаркам постараюсь написать в следующем посте на эту тему), а самое главное участникам заседания представилась эксклюзивная возможность увидеть посольские дары, собранные специально для данного мероприятия из фондов музея, и ознакомиться с сокровищами из запасников Эрмитажа. И это было впечатляющее!

 

 

Новое на блоге. Следите за обновлениями!
Поиск по сайту