Ещё в ученых трудах древних греков и римлян содержатся сведения о том, что мы сегодня назвали бы невербальным поведением. Например, сочинение Квинтиллиана «Наставление оратору», написанное в I веке до нашей эры, дает нам много информации о жестах, которыми пользовались в те времена.
В своем трактате "Наставление оратору" (гл. XI, книга 2), Квинтиллан писал:
"Без содействия рук всякая речь слаба и недостаточна. Едва можно исчислить все движения, к которым они способны: нет почти слова, коего выразить ими было бы нельзя...Так что между многоразличием языков у всех племен и народов рука есть, кажется, образ изъяснения, общий всем людям...Поднимать руку выше глаз и опускать ниже груди запрещают искусные наставники. Почему возносить ее выше головы и протягивать ниже живота почитается за порок…"
Попытки выделить невербальную коммуникацию в отдельную область науки предпринимались многими учеными. Во второй половине XIX века Дельсарте кодифицировал её как «культуру голоса, телодвижений и жестов».
Одной из самых влиятельных работ того времени была книга Чарльза Дарвина, вышедшая в 1872 году. Она называлась «Выражение эмоций у человека и животных». Эта работа дала толчок к современным исследованиям выражения лица, а многие наблюдения ученого и его идеи нашли подтверждение в ходе дальнейших исследований.
В первой половине XX века проводились разрозненные исследования голоса, внешности, одежды и выражений лица. В 1925 году Кречмер написал книгу «Физические данные и характер».
Затем в 1940 году вышла в свет книга Шелдона «Вариации физических характеристик человека», в которой автор делил людей на эктоморфов (узкокостных и тонких), мезоморфов (мускулистых и атлетически сложенных) и эндоморфов (полных и ширококостных). Эти работы базировались на том, что если точно описать и проанализировать тело человека, можно сделать существенные выводы об интеллекте, темпераменте, нравственных ценностях и будущих достижениях этого человека.
Невербальная коммуникация, как область науки, стала наиболее популярной после Второй мировой войны. Особенно это проявилось после 60-х годов XX в. Объектами исследования стали отдельные части тела человека и элементы движения: появились работы Икслайна о движении глаз, Давица о выражении эмоций в голосе, Хесса о расширении зрачков, Аргайла о движении тела и глаз.
|
---|