При подготовке и проведении переговоров не следует забывать и о сувенирах. Преподношение подарков – знак особого уважения к деловому партнеру и заинтересованности в дальнейшей совместной деятельности. И для этой немаловажной стороны переговоров есть свои обязательные правила. По правилам делового этикета при первой встрече подарки дарит принимающая сторона. Но при повторных встречах деловые подарки становятся не обязательными.
Будьте внимательны: презенты преподносятся строго по рангам. Если вы вручите один и тот же подарок руководителю компании и рядовому сотруднику, то это может быть воспринято, в лучшем случае, как незнание делового этикета, в худшем – как оскорбление. Особенно к нарушению субординации чувствительны японцы, корейцы, китайцы и другие представители азиатских стран, которые уделяют большое значение деловым подаркам.
Деловой подарок должен иметь ряд характеристик: напоминать о вашем партнерстве, подчеркивать деловые отношения и не бросаться в глаза в интерьере. Это могут быть предметы для витрины, в которой выставлены подарки с ярким национальным колоритом, свидетельствующие о широких международных связях компании. Обратите внимание на цену подарка. Если у вас нет особо оговоренных отношений, цена подарка не должна превышать 100 долларов, в противном случае, возникнет ощущение, что вы подкупаете фирму, ведете нечестную игру или давите на партнера.
Наиболее оптимальным подарком зарубежным партнерам являются цветы. В деловом мире не важно, кому вы дарите букет: женщине или мужчине. Букет должен быть из цветов темных оттенков, например, бордовых роз, красных гвоздик, темных гладиолусов или фиолетовых ирисов. Стоит только отметить, что бизнес-букет для мужчин и женщин различаются в первую очередь по форме. Так мужчинам дарят букеты более вытянутые по вертикале, а женщинам – имеющим более округлую форму.
Во избежание недоразумений будет правильнее, если вы до приема зарубежных гостей или поездки в другую страну ознакомитесь с традициями и обычаями этой страны. Более подробно о подарках представителям разных стран вы узнаете в соответствующих разделах по странам
Во многих странах официальным и должностным лицам запрещено принимать от партнеров дорогие подарки. Такие подарки могут быть расценены как взятка, прессинг или компенсация усилий. Лучше преподнести деловому партнеру маленький сувенир в конце переговоров и регулярно поздравлять его с праздниками, в том числе и с национальными. Подарки, украшенные гравировкой, монограммой или эмблемой компании, выглядят более презентабельно и указывают на ваше глубокое уважение и почтение к своему деловому партнеру.
Если вы все же решили сделать подарок своему партнеру, то он должен быть упакован в оригинальную коробку, коробка может быть завернута в красивую оберточную бумагу (или оставлена без нее) и обвязана подарочной лентой.
Вручение подарка сопровождается соответствующими фразами поздравительного содержания. В знак уважения и особого внимания подарок принято вручать двумя руками, с легким поклоном (исключение составляют мелкие предметы, например, коробка с авторучкой). Принимается подарок также двумя руками. |
---|