Правила эргономики рабочего места
(впервые статья была опубликована в журнале "Административный директор", октябрь 2015)
Прежде всего, давайте разберем, что такое эргономика. Это научная дисциплина, комплексно изучающая процессы деятельности человека в его рабочих условиях. Как наука, эргономика возникла в 20-х годах прошлого столетия.
Если до начала 2000-х эта дисциплина преподавалась практически во всех ВУЗах, то сейчас очень часто менеджеры и руководители о ней не знают. Это печально, потому что одна из главных причин снижения работоспособности сотрудников – неправильно организованное рабочее место.
Проведенные исследования показали, что, с точки зрения эргономики, правильно организованное рабочее место сотрудника в офисе влияет на повышение его производительности труда в течение всего рабочего дня в среднем на 15-25%.
Любое рабочее место, прежде всего, должно отвечать требованиям безопасности труда и конечно оно должно быть удобным и комфортным для самого работника.
При проектировании рабочего места необходимо учитывать:
- рабочую позу
- пространство для размещения секретаря и посетителей
- правильное освещение
- цветовое решение офиса и приемной
- внешние раздражители (шум, запах, влажность воздуха в помещении, вентиляция и т.д.)
- возможность охватить взглядом все элементы рабочего места
- пространство за пределами рабочего места
- возможность вести записи, размещать документацию и материалы, необходимые для работы
Вот что необходимо знать о самых важных моментах организации рабочего пространства:
1. Освещение
- «Золотое правило», которое должно быть всем известно еще со школы – свет должен падать сверху и слева. В противном случае при рабоче с документами или компьютером нарушается правильное положение головы. В результате у вас может развиться близорукость и остеохондроз.
- Естественное дневное освещение — самый здоровым свет, но чтобы его использовать, глубина офисных помещений не должна превышать 6 м.
- От ламп «дневного света» лучше отказаться, их мерцание с частотой 50Гц очень вредно влияет на человека, поэтому лучше отдать предпочтение галогенам. Свет галогеновых ламп более естественен и гораздо меньше утомляет глаза и нервную систему.
2. Рабочий стол
- Столешница хорошего стола должна быть более 80-50 см., высота стола – 74-80 см.
- Наиболее эргономичная форма столешницы рабочего стола – криволинейная. За счет такой формы большая часть рабочей поверхности стола оказывается используемой, так как попадает в зону охвата руками человека, равную 35-40 см.
- Для полноценной работы необходимы разного рода надстройки, лотки, подставки, а также прочие функциональные аксессуары, которые помогут организовать рабочее место по принципу «все под рукой», когда необходимые для ежедневной работы документы находятся на расстоянии вытянутой руки.
3. Рабочее кресло
- Кресло офисного сотрудника должно быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденьем и спинкой. При этом регулировка каждого параметра должна быть независимой и легко осуществляемой.
- Поверхность сиденья и спинки кресла должна быть полумягкой, с нескользящим, слабоэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием. Поэтому от кресел из кожзаменителей лучше отказаться.
- Удобное рабочего кресло должно быть снабжено подлокотниками, иметь максимальную глубину посадки и не пережимать артерии под коленями. Упругая спинка анатомической формы уменьшает нагрузку на позвоночник, такая конструкция равномерно поддерживает тело по всей площади его соприкосновения с креслом.
- Высота сиденья стула от пола зависит от высоты стола: при высоте стола 72-80 см будет удобен стул с высотой сиденья 42-48 см
4.Работа на компьютере
- Смотреть на экран монитора следует с расстояния 60-70 см.
- Верхний край экрана должен быть расположен на уровне глаз
- Монитор должен располагаться таким образом, чтобы исключить блики на экране. Старайтесь избегать слишком большой контрастности между ярким экраном и окружающим пространством
- Клавиатура и экран монитора должны располагаться прямо напротив, а не в стороне, чтобы избежать дополнительной нагрузки на позвоночник
- Работая на клавиатуре, следует держать кисти рук на одной линии с локтями.
- Для того чтобы избежать запястного синдрома, профессионального заболевания офисного сотрудника, используйте специальные подушки для запястья при работе на клавиатуре и с мышкой
5. Микроклимат.
Важные факторы, которые влияют на производительность труда – влажность и температура воздуха в помещении офиса.
- Влажность воздуха должна быть в пределах 40-50%. Слишком сухой воздух приводит к возникновению пыли, а влажный воздух – к плесени. Влажность воздуха можно регулировать при помощи кондиционера или вентиляционной системы. В офисе, где очень сухой воздух можно использовать специальные увлажнители воздуха
- Оптимальная температура воздуха в офисном помещении +24÷25 0С.[1] Исследования показали, что при температуре воздуха +25 0С количество ошибок составляло всего 10%. А при снижении температуры до +20 0С, например, скорость печати сокращается почти в два раза, а количество ошибок возрастает до 25%.
- Вентиляция – еще один важный фактор создания благоприятного микроклимата в офисе. Горячий, несвежий воздух замедляет работу мозга, повышает утомляемость и может вызвать головные боли или другие заболевания. При сидячей работе приток свежего воздуха должен быть не менее 30 м3/ч, поэтому проветривать помещение следует 1 раз в час.
Соблюдая эти простые правила эргономики, вы можете легко превратить свой офис в место, где будет приятно и комфортно работать каждому сотруднику. А положительный настрой — это запас сил и энергии, новые идеи и энтузиазм.
[1] ГОСТ 12.1.005-88 ССПТ «Общие санитарно-гигиенически требования к воздуху рабочей зоны»
Оригинал статьи по ссылке